ЭКСПРЕСС-ОПРОС

Что, по Вашему мнению, является препятствием для развития бизнеса в Ульяновской области?

Александр Павлов: "Нужна уголовная ответственность за фальсификацию решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах"

В понедельник, 18 ноября 2013 года, Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области Александр Павлов принял участие в заседании Координационного совета по реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области. Доклад Уполномоченного был посвящен одной из наиболее актуальных сегодня тем - противодействию проявлениям коррупции в сфере жилищно-коммунального хозяйства и деятельности управляющих компаний. Предлагаем ознакомиться с текстом этого доклада.

О зонах коррупционного риска в жилищно-коммунальном комплексе и принимаемых мерах по их устранению

Уважаемый Сергей Иванович!

Уважаемые участники заседания Координационного совета!

Исследуя ситуацию в жилищно-коммунальном комплексе области, мы исходили из того, что в рыночной экономике жилищный фонд становится товаром, источником не только прибыли, но и сверхприбыли, которая, как показывает практика, без коррупционного влияния не образуется. Предметом исследования стала деятельность управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК города Ульяновска, исходя из того, что на его территории проживает большая часть населения области, оказывающая существенное влияние на жизнедеятельность в регионе, а Устав города предусматривает полномочия по установке и регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, определению метода этого регулирования, осуществлению расчёта тарифов для потребителей этого комплекса, другие права и полномочия, исходящие из права собственности. К исследованию привлечена созданная при экспертном совете Уполномоченного рабочая группа. В задачу её входит поиск зон коррупционного риска и условий получения сверхдоходов от использования жилищного фонда с разработкой предложений по устранению коррупционной составляющей в этих условиях.

Начало положило исследование условий и причин незаконного взимания платы с собственников помещений многоквартирных домов за уборку придомовой территории. Базой для такого взимания стало завышение площади убираемой придомовой территории. Управляющие компании без решения общих собраний жителей этих домов включали территорию, превышающую по площади территорию поставленного на кадастровый учёт земельного участка. По целому ряду домов такое превышение составляло от 2-х до 17-ти тыс. кв. м, а сумма превышения платы от 100 до 200 и более тыс. рублей в год в зависимости ещё и от того, насколько законно учитывались погодные условия.

Расчёты платы за уборку придомовых территорий, приводящие к превышению её, основываются на постановлении Главы города Ульяновска от 23.03.2005 № 390 «О разграничении ответственности за санитарное состояние территории г. Ульяновска».

Рабочая группа инициировала подачу гражданских исков в районные суды по перерасчёту платы за уборку придомовой территории к различным управляющим организациям. Все исковые требования судами были удовлетворены.

15 октября этого года вступило в законную силу апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда, указавшего, что единственным законным источником информации при определении площади придомовой территории многоквартирных домов, за уборку и содержание которой обязаны платить жильцы, являются сведения Управления Росреестра по Ульяновской области, т. е. данные кадастра.

Понимая, что постановка на кадастровый учёт требует дополнительных и объёмных затрат городского бюджета, необходим поиск временного компромиссного решения возможных вариантов, которыми могли бы стать документы, определяющие площадь, выделяемую под застройку дома. Реализация данной инициативы со стороны органа власти позволила бы минимизировать эту зону коррупционного риска и иметь положительный общественный резонанс.

Жилищный фонд как товар, приносящий коррупционные сверхдоходы, наиболее ярко проявляется в формировании своей собестоимости или тарифа по статье «Содержание и ремонт жилья». Нами были изучены сведения о расчётах тарифа по этой статье, по итогам чего были выявлены завышения тарифа во всех без исключения управляющих компаниях, причём в двух, учреждённых органами местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск», и в девяти частных. При этом по отношению к 2012 году тариф, предлагаемый жителям к принятию на 2013 год, по ряду домов отдельных компаний вырос более чем на 200%. Наиболее эффективным средством устранения этой зоны коррупционного дохода мы посчитали создание модельного тарифа по данному виду услуг для различных групп домов. Задача эта была выполнена путём исключения непроводимых затрат, включённых в тариф. Рабочая группа Министерства энергетики и ЖКК их рассмотрела, признала объективными и рекомендовала к применению. Даже в таком виде, без углубленной проработки и калькуляции оставшихся в тарифе затрат, модельный тариф способен снизить финансовую нагрузку на жителей, а другими словами лишить коррупционного дохода в объёмах до 300 млн. рублей в год. Но до сегодняшнего дня городским Комитетом ЖКХ он не используется, и более того - им отвергнуты все наши предложения по оказанию содействия по расчёту собестоимости модельного тарифа, что подкрепило бы его экономическую обоснованность, целесообразность и возможность долгосрочного применения. В этой ситуации остаётся не только предполагать аффилированность должностных лиц Комитета ЖКХ в структурах, занятых жилищно-коммунальным бизнесом, но и изучать это предположение. Предлагаю администрации г. Ульяновска форсировать работу по выполнению требований федерального законодательства в вопросах экономической обоснованности стоимости предлагаемых населению услуг в сфере ЖКХ с обязательным калькулированием всех видов работ, установив тем самым единые нормативы на выполняемые работы для всех участников деятельности в сфере ЖКХ на территории г. Ульяновска.

Зоной коррупционного риска является выполнение работ подрядными организациями при реализации программы по капитальному и другому ремонту жилых домов, а также выбор этих подрядных организаций управляющими компаниями. Были истребованы и изучены материалы о выполненных работах по капитальному ремонту крыш многоквартирных домов с 20%-ным долевым участием собственников в софинансировании в текущем году. Только в 7 случаях из 31 в протоколах собраний собственников помещений содержатся сведения о других претендентах и о выборе подрядных организаций среди участвующих в конкурсе. В 24 случаях из 31 управляющей компанией безальтернативно предлагалась единственная компания-подрядчик. Так, на 10 объектах, обслуживаемых группой компаний «Аметист», одновременно являющейся заказчиком работ, победителем конкурса являлось ООО «Аметист плюс». В ходе опросов старших по домам, где ремонт производился этой подрядной организацией, установлено, что поисками её занималась управляющая компания ГК «Аметист» и никаких других подрядчиков для выбора не предлагалось.

Практика привлечения аффилированных компаний исключает конкуренцию, даёт возможность «ручным компаниям» утверждать расценки по локальным сметам, не проходившим экспертизу или даже вообще не оформленным должным образом, что безусловно приводит к завышению стоимости работ и уводит от ответственности управляющих компаний в домах, переведённых на непосредственное (самостоятельное) управление. Для устранения данной зоны коррупционного риска необходимо реанимировать ранее действующее и отменённое постановление Правительства Ульяновской области от 03.04.2009 № 139-П с учётом устранения к нему замечаний Федеральной антимонопольной службы.

Монополизм в представлении услуг - ещё одна коррупционная статья доходов жилищно-коммунального бизнеса.

Управляющие компании, которые являются посредниками между организациями, представляющими услуги, и жителями домов, выбираются порой по субъективным признакам, т. е. по «кумовству», особенно в новостроенных кварталах. Ещё сдачи домов нет, жители не заселены, а управляющая компания, за которую они должны голосовать, уже есть. С ней уже предлагают подписать договор да ещё оплатить услуги за полгода вперёд, забывая при этом про выбор жильцами управляющей компании на общем собрании, который прописан в Жилищном кодексе РФ. Протокол общего собрания имеется, но он сфальсифицирован. И таких примеров, к сожалению, множество. В ходе проведённого анализа практики уголовного или административного преследования установлено, что фактически к ответственности за данные действия никто не привлекался, и это порождает чувство вседозволенности по установлению платы за услуги своей управляющей компании, введение дополнительных платежей, навязывание жителям услуг аффилированных дочерних компаний, что в конечном итоге подрывает доверие населения к власти как силе, способной навести законный порядок в жилищно-коммунальной сфере.

Полагаю, необходимо проявить законодательную инициативу по введению уголовной ответственности за фальсификацию решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. За аналогию можно взять статью 185.5 УК РФ «Фальсификация решений общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества», статью 142.1 УК РФ «Фальсификация итогов голосования» и статью 170.1 УК РФ «Фальсификация ЕГРЮЛ, владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учёта». Это позволит законодательно бороться с данными преступлениями.

Есть ещё один правовой пробел в законодательстве, ведущий к коррупционным правонарушениям. Он касается применения статьи 7.23.1 КОАП РФ «Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». В ходе изучения практики применения данной статьи установлен факт невозможности привлечения по ней к административной ответственности ТСЖ, а также управляющих компаний, заключивших с собственниками помещений многоквартирных домов, находящихся на непосредственном управлении, договора оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Суды за основу своих решений о прекращении производства по делу берут отсутствие именно договора управления (Решение Федерального Арбитражного суда Московского округа от 12.08.2013, дело № А41-4489712). Складывается ситуация, выгодная управляющим компаниям, которые продолжают фактически заниматься той же деятельностью, что и ранее, но при таких формах управления многоквартирными домами, как непосредственное управление, не несут никакой ответственности. На наш взгляд, это является правовым пробелом в законодательстве и требует внесения поправок в рассматриваемую статью КОАП РФ.

Тему монополизма бизнес-структур в предоставлении услуг ЖКХ можно продолжить на примере организации технического обслуживания и ремонта лифтового хозяйства города. Ранее им занималось муниципальное предприятие «Лифтсервис». Стоимость его услуг контролировалась администрацией города и обходилась жителям по всем её видам в 1 рубль 51 коп. с 1 кв. м абонируемой площади в месяц. Всего в городе порядка 3400 лифтов. Что дальше делается? МУП «Лифтсервис» в 2011 г. преобразуется в ОАО «Лифтсервис»; в это же время группа компаний «Аметист», образовав подобные предприятия, активно снижает цены на свои услуги. В результате контрагенты ОАО «Лифтсервис», т. е. жители как собственники, через свои ТСЖ и кооперативы расторгают договора. И тогда во избежание банкротства в связи с утратой основного вида деятельности руководство ОАО «Лифтсервис» выходит с предложением о сдаче своего движимого и недвижимого имущества в аренду ООО, подконтрольному компании «Аметист». Цены на обслуживание и ремонт затем столь же быстро поднялись в два раза. Это по 65,5% от имеющихся в городе лифтов. Итог этой монопольной ренты таков:

- житель платит вдвое больше;

- ОАО «Лифтсервис» от аренды приобретает 2 млн. рублей в год, потеряв возможность получения 70 млн. рублей из-за отлично проведённой операции по вытеснению её с собственного рынка предоставления услуг;

- в выигрыше осталась только компания «Аметист», которая планирует в этом году собрать с жителей более 160 млн. рублей.

Поэтому принятие Губернатором С.И. Морозовым решения о возврате к существованию муниципального предприятия «Лифтсервис» надо активнее реализовывать, чтобы жители были довольны, казна пополнялась, а безопасность обеспечивалась. Последнее сейчас тоже ставится под сомнение, т. к. теперь претензии этой структуры распространяются уже на другое муниципальное предприятие, которое, имея лицензию и аккредитацию на предмет соответствия предприятия требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», занимается надзором за этим хозяйством. Ситуация эта сегодня на контроле в прокуратуре и антимонопольном комитете, и не сомневаюсь, что разрешится законным образом.

Завершая, отмечу, что число коррупционных зон в системе ЖКХ не укладывается в отведённый мне регламент, в том числе и таких зон, которые пока не проявляют себя. Суть не столько в их оперативном выявлении, сколько в обеспечении неотвратимости их ликвидации. Работая сообща, мы этого должны добиться.

Спасибо за внимание.

 

    Главные новости

    29.12.2019
    Стратегические цели и задачи, стоящие перед Ульяновской областью по реализации государственной политики в области противодействия коррупции на 2019-2021 годы

    29.12.2018
    Распоряжение Губернатора Ульяновской области № 1507-Р от 24.12.2018 г. «Об утверждении Положения об управлении по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области»

    28.12.2018
    В Ульяновской области утверждена областная программа противодействия коррупции на 2019-2021 годы

    28.12.2018
    Центры «Мои Документы» помогут жителям Ульяновской области открыть свое дело

    27.12.2018
    Власти Ульяновска сэкономили 228 млн рублей в 2018 году благодаря системе контроля в закупочной деятельности

    ...все новости →

     

    Новости и события

    21.11.2016
    В Ульяновской области будет активизирована деятельность молодежных антикоррупционных формирований!

    21.11.2016
    Выявляются коррупционные зоны, а виновные привлекаются к ответственности. В Ульяновской области подведены итоги антикоррупционной работы за 9 месяцев 2016 года

    18.11.2016
    В Ульяновской области обновили Анимированную антикоррупционную карту

    ...все новости →