ЭКСПРЕСС-ОПРОС

Что, по Вашему мнению, является препятствием для развития бизнеса в Ульяновской области?

Международная конференция «Партнерство государства и бизнеса в противодействии коррупции»

  26-27 марта 2015 г.  в Москве в Торгово-Промышленной Палате РФ состоялась международная конференция «Партнерство государства и бизнеса в противодействии коррупции».

  Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин рассказал о роли торгово-промышленных палат в формировании партнерства государства и бизнеса в противодействии коррупции  Палата выступает за постоянный диалог представителей государства и бизнеса и считает крайне необходимым обеспечить выработку стратегии и реального механизма взаимодействия по приоритетным направлениям противодействия коррупции. Между ТПП и МИД России уже 12 лет действует Соглашение о взаимодействии и координации деятельности, в соответствии с которым МИД оказывает активное содействие Палате в налаживании устойчивых деловых связей между предпринимательскими кругами России и зарубежных стран, работе в международных программах по предупреждению коррупции, включая установление деловых контактов с ООН и Международной антикоррупционной академией. В России проводится системная государственная антикоррупционная политика, в которую встроены практически все институты государства и общества. Предпринят целый ряд шагов по минимизации коррупционных рисков на всех уровнях государственного управления. Расширен круг должностных лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах и имуществе, включая всех руководителей государственных и муниципальных учреждений, а также госкомпаний. Высокопоставленным чиновникам запрещено владеть и пользоваться иностранными счетами, вкладами и финансовыми инструментами. Широкое распространение получила практика антикоррупционной экспертизы законов, что позволяет снижать коррупционные риски, заранее исключить противоправные, двусмысленные нормы, открывающие возможности для злоупотребления чиновников. Внедряются четкие административные регламенты предоставления госуслуг. Ограничиваются возможности для разного рода проверок и другого необоснованного вмешательства в деятельность коммерческих организаций. Системной антикоррупционной мерой стала работа по дорожным картам улучшения делового климата и целому ряду других направлений. ТПП РФ была непосредственным участником всех этих начинаний и выступает за конструктивный диалог бизнеса и власти. ТПП принимает участие в работе Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, основной задачей которого является подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции. ТПП РФ активно занимается разработкой законопроектов, привлекая к данной работе известных специалистов в области права. В вопросах совершенствования антикоррупционного законодательства Палата взаимодействует с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, в том числе, по вопросам теории и практики противодействия коррупции. Такие контакты помогают взглянуть на ситуацию более широко, видеть причины проблем и последствия решений в сфере противодействия коррупции, а также защиты прав предпринимателей. Палата осуществляла сопровождение порядка 80 законопроектов, по наиболее значимым для бизнеса проектам в Государственную Думу вносились пакеты поправок.

  Конструктивно осуществляется взаимодействие с органами прокуратуры. В результате реализации Соглашения между ТПП РФ и Генеральной прокуратурой РФ продолжается совместное сотрудничество на федеральном и на региональном уровнях, включая участие органов прокуратуры в работе общественных приемных и консультационных пунктов, открытых в торгово-промышленных палатах, где палаты выступают в качестве коммуникационных площадок, обеспечивающих доступность бизнеса для проведения консультаций, рассмотрения спорных вопросов и выработке мер по совершенствованию правового обеспечения предпринимательской деятельности.

  Торгово-промышленные палаты проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов. Эффективно организована работа по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов ТПП Саратовской области, которая одна из первых получила аккредитацию Минюста России в качестве независимого эксперта. Специалистами палаты совместно с работниками органов прокуратуры и учеными саратовских вузов разработана и внедрена методика проведения антикоррупционной экспертизы, основанная на выделении 12 критериев коррупциогенности. Созданным при Палате Экспертным советом за два последних года подготовлены детальные заключения по практически 400 областным и муниципальным актам, более трети из которых относятся к регулированию предпринимательской деятельности. Еще одним направлением деятельности ТПП РФ является мониторинг правоприменения. Между ТПП России и Минюстом России в 2012 году заключено Соглашение о взаимодействии. В рамках этого Соглашения за период 2012-2014 годов ТПП РФ направила в Министерство 16 пакетов обобщенных материалов в различных сферах, торговая деятельность, развитие малого и среднего предпринимательства, налоги, регистрация юридических лиц и ИП, государственные закупки. Материалы по проблемам налогообложения, регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были включены в доклады Правительства РФ Президенту Российской Федерации.

  За 2014 год в ТПП РФ в рамках оценки регулирующего воздействия поступило 1585 проектов нормативных правовых актов, по которым направлено 167 предложений и замечаний

  3 года назад бизнесобъединения ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия», ОПОРА РОССИИ выступили в качестве инициаторов принятия Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Ее создание было одобрено руководством страны и международным экспертным сообществом и рассматривается как одно из направлений в рамках выполнения Россией положений Конвенции ООН о противодействии коррупции. Правлением ТПП РФ было принято соответствующее постановление и утвержден план первоочередных мероприятий, создан Координационный совет по реализации Хартии и экспертная группа, создан специальный сайт, работает профильный Подкомитет ТПП РФ, разработаны методические рекомендации, ведется консультационная работа. Хартия предполагает внедрение антикоррупционных программ в корпоративную политику организаций, мониторинг и оценку их реализации, эффективный финансовый контроль и другие меры, включая внедрение системы комплаенс. Это основа для сотрудничества как с органами исполнительной и законодательной власти, так и с международными организациями.

  По оценкам результатов исследований Общероссийского общественного фонда «Общественное мнение», а также Аналитического центра Юрия Левады за 2014 год, отмечается снижение коррумпированности в стране. Однако, несмотря на наличие определенных положительных результатов в противодействии коррупции, уровень ее еще высокий и необходимо совершенствовать качество работы по данному направлению.

  Одной из наиболее коррупциогенных сфер является закупка товаров для государственных нужд. По мнению Сергея Катырина, к  государственным закупкам должны быть допущены только те организации, которые выполнили требования Федерального закона «О противодействии коррупции». В Тюменской области по поручению губернатора департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства внесены изменения в нормативные акты, регулирующие порядок получения государственной поддержки. В перечень документов, предоставляемых субъектом предпринимательства, включено свидетельство присоединения к Антикоррупционной хартии.

  Другой чрезвычайно важной и сложной в коррупционном плане является строительная сфера. Существенное негативное влияние на уровень коррупции в строительстве оказывает несовершенство системы ценообразования. Методы расчета сметной стоимости строительства устарели и не обеспечивают установление рыночной цены, что создает основания для коррупционных проявлений. Действующее законодательство не содержит четких требований к перечню необходимых документов при строительстве, предельным срокам разрешительных процедур, основаниям для отказа, что также создает почву для коррупции.

  Президент ТПП Саратовской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей при губернаторе Саратовской области Максим Фатеев рассказал, что при исследовании причин возникновения административных барьеров было установлено, что одной из главных является отсутствие качественного правового регулирования отношений власти и бизнеса, регламентации административных процедур, наличие в нормативных актах положений, позволяющих чиновникам принимать решения в рамках широких полномочий. Именно поэтому ТПП Саратовской области начала свою деятельность в этой сфере  с проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов. В 2009-2010 годах ТПП Саратовской области при участии специалистов Саратовской государственной юридической академии была разработана методика, в которой была решена задача системного подхода к изучению правоотношений.  Методика была апробирована территориальными палатами в восьми регионах России: в Саратове, Волгограде, Астрахани, Смоленске, Перми, Новороссийске, Кирове, Хабаровске. В настоящее время в системе ТПП РФ действует стандарт «Положение об экспертах по направлению «Экспертиза правовых актов на коррупциогенность», разработанный специалистами ТПП Саратовской области.

  Одним из механизмов по борьбе с коррупцией и защите прав и законных интересов предпринимательства является институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей. В Саратовской области такой институт создан в 2013 г. Для успешного выполнения поставленной задачи Уполномоченный осуществляет взаимодействие с территориальными органами федеральных органов государственной власти области, правоохранительными органами. В информационном письме от 31 июля 2014 г. за подписью первого заместителя Генерального прокурора РФ А.Э. Буксмана, адресованном прокурорам субъектов Российской Федерации, отмечено, что Генеральной прокуратурой Российской Федерации повышенное внимание уделяется сотрудничеству с институтом уполномоченных по защите прав предпринимателей. Одним из примеров является конструктивное взаимодействие Уполномоченного с прокуратурой Саратовской области. Так, в результате такого взаимодействия был разработан порядок обмена сведениями относительно согласованных внеплановых выездных проверок предпринимателей. В настоящее время органы прокуратуры Саратовской области уведомляют Уполномоченного о предстоящих внеплановых выездных проверках субъектов предпринимательской деятельности. Участие Уполномоченного при проведении таких проверок будет способствовать недопущению нарушений прав представителей бизнеса, а также объективности и законности результатов проверочных мероприятий. Также благодаря взаимодействию ТПП Саратовской области и Уполномоченного с прокуратурой удалось убедить муниципальные власти начать разработку административного регламента, регулирующего организацию детских площадок и аттракционов в парках и скверах города. Проделанная работа показала необходимость включения в практику работы правоохранительных и надзорных органов привлечение должностных лиц органов местного самоуправления к ответственности за несоблюдение требований действующего законодательства. В Саратовской области уже появилась практика привлечения к административной ответственности чиновников за несоблюдение административных регламентов. За 2014 год было привлечено 4 должностных лица. Использование коррупционных схем как чиновниками, так и представителями бизнеса ведет к нарушению  условий справедливой конкуренции, таит в себе опасность сговора или установления необоснованных препятствий доступа на рынок. Такие действия недопустимы и должны пресекаться как органами государственной власти, так и действиями самих предпринимателей, вынужденных отстаивать свои права в судебных органах. В этом направлении ТПП Саратовской области активно сотрудничает с УФАС по Саратовской области. Вопросы, рассматриваемые на Общественных советах в Управлении Федеральной антимонопольной службы, касаются мониторинга развития конкуренции, контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поэтапного вывода с конкурентных рынков ФГУПов, ГУПов и МУПов, рассмотрения дел о нарушении законодательства о рекламе.

  В настоящее время специалисты ТПП Саратовской области при участии районных прокуроров проводят семинары для руководящего состава организаций различных отраслей. Как правило, семинары заканчиваются подписанием Антикоррупционных Хартий Российского бизнеса и последующей работой над кодексами этики и антикоррупционной политикой. При разработке программы обучения, наряду с антикоррупционным законодательством Российской Федерации, большую роль играют нормативные документы Организации Объединенных Наций по противодействию коррупции, а также методическое руководство Организации Объединенных Наций по антикоррупционным программам.

  Во втором квартале этого года ТПП Саратовской области планирует запустить мобильное приложение для малого и среднего бизнеса «Комплаенс-лайт ТПП». В приложении дается понятийный аппарат для разработки антикоррупционных политик, выбор соразмерных мер противодействия коррупции в соответствии с численностью и направлениями деятельности организации, а также типовые документы для руководителей: кодекс этики, положение о подарках, положение о конфликте интересов, содержание антикоррупционной программы компании и другие документы, полезные для руководителей, в том числе антикоррупционные оговорки. Таким образом, все желающие руководители компаний получат доступный инструмент, который позволит оперативно вводить меры противодействия коррупции в соответствии с российским и зарубежным законодательством.

  Заместитель генерального секретаря ООН – исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности Юрий Федотов рассказал, что работа ТПП РФ идет в русле основных мировых тенденций. Коррупция сильно бьет по бизнесу, подрывает рост, конкуренцию и доверие инвесторов. Борьба с коррупцией должна рассматриваться в качестве общей задачи и основываться на последовательных, всеобъемлющих и согласованных шагах при участии правительств, частного сектора, обычных граждан, которые хотят и могут участвовать в решении этой проблемы. На международном уровне за последние годы для борьбы с коррупцией был разработан и согласован правовой фундамент, основанный на Конвенции ООН по противодействию коррупции, которая сейчас стала практически универсальным международным правовым документом. На  конференции ООН стран – участников конвенции в Панаме в 2013 году впервые была принята резолюция, обращенная к частному сектору. В ней настоятельно рекомендовалось принять и осуществлять соответствующие программы антикоррупционной этики, способствовать расширению диалога и сотрудничества между государственным и частным секторами.

  Спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью  Александр Змеевский отметил, что необходимо развивать партнерство государства и бизнеса на антикоррупционном направлении при поддержке мирового сообщества. Развитие партнерства государства и бизнеса на антикоррупционном направлении требует от международного сообщества комплексного подхода. Имеет смысл сосредоточить внимание на вопросах активизации работы по формированию в частном секторе отрицательного и непримиримого отношения к коррупции, оказание содействия частным организациям в разработке собственных антикоррупционных механизмов, облегчение международных процедур оказания взаимной правовой помощи, прежде всего, по уголовным делам, связанным с коррупцией в частном секторе. Александр Змеевский  рассказал, что нужно устранить необоснованные национальные и наднациональные административные барьеры для бизнеса и повышение прозрачности в области госинвестирования, госзакупок, в налоговой и бюджетной сферах, а также жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка, строительства и при реализации крупных инфраструктурных проектов. Кроме того необходимо оказывать содействие антикоррупционному просвещению предпринимательских кругов и обеспечению равных возможностей для сотрудничества различных групп бизнес-сообщества с государственными органами при разработке нормативных и административных актов с акцентом на прозрачность и открытость такого взаимодействия.

  Первый заместитель генпрокурора Александр Буксман рассказал о том, как на практике в России осуществляется применение положений конвенции, которую Россия  ратифицировала более восьми лет назад. Одним из главных условий эффективности борьбы с коррупцией должна стать атмосфера доверия. В связи с этим необходимо распространить меры защиты и на юридических лиц, сообщивших о коррупционных преступлениях, и повышать доступность услуг для бизнеса в электронной форме, что выбивает почву из-под ног коррупции.

  Бизнес-омбудсмена при президенте Борис Титов рассказал о  недавних соцопросах, согласно которым 56% респондентов считают ведение бизнеса делом небезопасным. Деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции как недостаточно эффективную оценивают 70% опрошенных. А чуть больше половины участников соцопроса полагают, что давление на бизнес увеличилось. Вместе с тем есть примеры положительных изменений. Например, предприниматели считают, что сейчас им стало комфортнее работать с Федеральной налоговой службой. Однако главной проблемой остается уголовное преследование бизнеса. Здесь создается широкое поле для потенциальных коррупционеров. Поэтому нужна  гуманизация уголовного законодательства в сфере хозяйственной деятельности.

  Председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая рассказала, что в стране за очень короткий срок удалось сформировать современное антикоррупционное законодательство. Принятые недавно меры по защите государственного бюджета созвучны стремлению бизнеса к добросовестной конкуренции. В России важно установить уголовную ответственность юридических лиц. Санкции – это наказание за противоправное поведение. Поскольку Россия  действует строго по букве закона в своих отношениях с партнерами, есть основания предположить, что санкции против России могут быть новым видом международной коррупции. Ради каких-то интересов, в том числе чисто политических, применяются санкции, которые, как и при классической коррупции, вредят в итоге всему обществу

  Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева считает, что внесенный в Госдуму законопроект по противодействию коррупции ждет непростая судьба. В России пока нет идентификации юрлица с деятельностью его руководящих органов. Возможность введения уголовной ответственности юридических лиц для страны будет означать смену уголовно-правовой доктрины.

  Член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный рассказал, что по данным социологов, около трети российских предпринимателей используют коррупционные схемы при ведении своих дел. Приверженность к таким правонарушениям чревата для бизнеса серьезными уголовно-правовыми, административными и гражданско-правовыми последствиями. Например, в 2010-2014 годах за дачу взятки и коммерческий подкуп осуждено более 15 тысяч человек, 200 компаний привлечены к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях за незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Для эффективной борьбы с коррупцией в частном секторе, наряду с установлением ответственности бизнеса за участие в подобных правонарушениях, государству необходимо стимулировать антикоррупционное поведение предпринимателей. Например, можно было бы смягчать административную ответственность юридического лица, в случае самостоятельного выявления участия своего сотрудника в коррупционных отношениях, или оказания помощи в расследовании преступления, а также, если компания осуществляла внутренние антикоррупционные процедуры. Кроме того, важную роль в противодействии коррупции в частном секторе играют внутренние стимулы, определяемые самим бизнес-сообществом. Репутационная площадка – это та сфера, где влияние бизнеса наиболее эффективно. Коррупционное поведение должно безусловно осуждаться товарищами по цеху, вплоть до минимизации всяческих деловых контактов с уличенными в коррупции фирмами. И напротив, публичный отказ от участия в коррупционных схемах, в том числе присоединение к Антикоррупционной хартии российского бизнеса и осуществление комплаенс-процедур, должно давать существенный репутационный бонус – сигнал для деловых партнеров: я — вне коррупционного поля и со мной можно иметь дело.

    Главные новости

    29.12.2019
    Стратегические цели и задачи, стоящие перед Ульяновской областью по реализации государственной политики в области противодействия коррупции на 2019-2021 годы

    29.12.2018
    Распоряжение Губернатора Ульяновской области № 1507-Р от 24.12.2018 г. «Об утверждении Положения об управлении по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области»

    28.12.2018
    В Ульяновской области утверждена областная программа противодействия коррупции на 2019-2021 годы

    28.12.2018
    Центры «Мои Документы» помогут жителям Ульяновской области открыть свое дело

    27.12.2018
    Власти Ульяновска сэкономили 228 млн рублей в 2018 году благодаря системе контроля в закупочной деятельности

    ...все новости →

     

    Новости и события

    21.11.2016
    В Ульяновской области будет активизирована деятельность молодежных антикоррупционных формирований!

    21.11.2016
    Выявляются коррупционные зоны, а виновные привлекаются к ответственности. В Ульяновской области подведены итоги антикоррупционной работы за 9 месяцев 2016 года

    18.11.2016
    В Ульяновской области обновили Анимированную антикоррупционную карту

    ...все новости →